По волнам моей памяти: воспоминания студента и в последующем преподавателя сельскохозяйственного факультета родного Калмыцкого университета

Так получилось, что я прожил в Калмыцком государственном университете не одну, а целых две жизни: первая-студенческие годы (сентябрь 1974 — март 1979 г.)  и вторая – профессиональная деятельность в качестве преподавателя и заместителя декана по воспитательной и научной работе сельскохозяйственного, впоследствии аграрного факультета (с марта 1983 по сентябрь 2016 г.). Итого: в общей сложности почти 40 лет.

Студенческая жизнь:

В тот момент, когда я делал выбор, специальность «Зооинженерия» была признана в Калмыцком государственном университете остродефицитной в связи с нехваткой высоквалифицированных кадров для интенсивного развития сельского хозяйства в нашей республики. С учетом этого обстоятельства, сразу после демобилизации из рядов Советской армии в мае 1974 года, имея на руках рекомендацию войсковой части (ракетного дивизиона), входившего в состав мотострелкового полка знаменитой 24-ой Железной дивизии, для внеконкурсного поступления в ВУЗЫ страны я подал документы для поступления на дневную форму обучения сельскохозяйственного факультета Калмыцкого государственного университета. Успешно сдав 4 вступительных экзамена (химия, биология, физика и сочинение) и набрав 17 баллов я был зачислен на 1 курс вторым по списку (у Помпаева П.М было 18 баллов). Сбылась моя заветная мечта. Уместно отметить, что все «армейцы», несмотря на очень жаркий август месяц 1974 года, старались сдавать экзамены в военной форме. Считалось, что в некоторой степени эта уловка помогала «дембелям» при поступлении в ВУЗы. Особенно мне памятен 1-й день студенческой жизни–это 1 сентября 1974 года, когда на торжественном собрании первокурсников у 1-го главного корпуса КГУ, выступали с поздравлениями в наш адрес: ректор Калмыцкого государственного университета, профессор Красавченко Николай Прокофиевич и первый декан сельскохозяйственного факультета, доцент Ульчинов Владимир Васильевич. Нас первокурсников было набрано 50 человек, т. е две группы (А и Б) по 25 студентов в каждой, в основном, это были «армейцы». Следует отметить, что среди абитуриентов 1974 года на специальность «Зооинженерия» был достаточно высокий конкурс, где основное предпочтение отводилось демобилизованным воинам из рядов СА и ВМФ, лицам со с стажем работы на селе, слушателям подготовительного отделения.

Считаю, что для каждого человека обучение в ВУЗе есть самое яркое, приятное воспоминание, неоценимый жизненный опыт, время формирования ценностей, обретения настоящих друзей.  Студенческие годы, проведенные в стенах Калмыцкого Государственного Университета, запомнились яркими лекциями и интересными семинарами талантливых преподавателей дисциплин общественно-научного цикла, замечательных наставников из старшего поколения: Манжикова И.Н, Инджиева М.С., Бадмаева С.Б, Бадмаева Н.Х, Корнеева К.Л и многих других.

На первом курсе университета, в апреле 1975 года, по истечению кандидатского стажа, я был принят в члены КПСС секретарь партийной организации — Ематинова Ксения Эренценовна). На 2-ом курсе меня избрали секретарем ВЛКСМ зооинженерного отделения, а на 3-м курсе я возглавил студенческую партийную группу факультета.

Среди преподавателей цикла специальных дисциплин неизгладимое впечатление оставили лекции и практические занятия профессоров, докторов с.-х. наук Нармаева М.Б, Носова А.Ф, доцентов Гончаровой М.Е, Руденко А.В, Горяева Н.Э, Улюковой К.В, Уластаева Б.С, Зинченко Н.А, Бельтинова П.Б, Петрушкина Ю.С, Ванькаева С.С. и многих других. Каждый из этих преподавателей имел за своими плечами многолетний опыт работы в сельскохозяйственных предприятиях республики в качестве их руководителей и главных специалистов, научных сотрудников и директора КНИИМС. Все эти качества, помноженные на жизненный опыт, мудрость, доброту и высокий профессионализм, позволяли нашим преподавателям стойко передавать нам студентам-молодым сельским ребятам из различных уголков республики и соседних регионов (Ростовская область и Ставропольский край), прочные знания и свой неоценимый практический опыт для приобретаемой специальности — «зооинженер».

С особой теплотой вспоминаются незабываемые лекции и беседы с писателем, поэтом, ветераном ВОВ, кавалером боевых орденов и медалей, участником Сталинградской битвы и форсирования Днепра, великим калмыцким ученым-зоотехником, основателем калмыцкой породы крупного рогатого скота, профессором Нармаевым Морхаджи Бамбаевичем, которые низменно проходили при полном аншлаге аудиторий. От профессора Нармаева М.Б,  при всей его скромности и уникальности как одного из лучших сынов калмыцкого народа, всегда исходили лучи жизнелюбия, верности избранной специальности и беззаветной преданности народу, республике.

 Глубокий след в  моей душе оставили совместные выезды с преподавателями на практические занятия  в экспериментальное хозяйство КНИИМС, учебные (1-2 курсы- сакман-«Шатта» и «Алцн Хута») и производственные практики ( 3курс-заготовка грубых кормов и уход за овцами в маточных отарах-«Кормовой»;4курс — преддипломная на предприятии в течение 4-х месяцев-«Кировский»), где мы впервые ознакомились с техникой  ухода и обслуживания сельскохозяйственных животных, в частности крупного рогатого скота и овец , получали навыки организации производства продуктов животноводства. 

К особо примечательным моментам студенческой жизни того времени можно отнести: обязательное участие в праздничных демонстрациях (7 ноября и 1 мая) и массовых субботниках по озеленению и уборке города, в культурно-массовых мероприятиях под эгидой ВЛКСМ И КПСС, дежурства в факультетские дни ДНД (добровольная народная дружина), формирование стригальных, строительных и механизированных отрядов из числа студентов, имеющих практические и профессиональные навыки.

Завершающий момент студенческой жизни – сдача государственных экзаменов и защита дипломных работ. Заветные дипломы о окончании учебы в университете, в том числе: целых 5 с «отличием» на курсе (Ходыков В.П, Помпаев П.М, Бембеев Н.И, Мушаев А.Н, Хабунов В.А.)  нам были вручены 30 марта 1979 года. По мнению моих однокурсников, этот рекорд по количеству «краснодипломников» на одном курсе до сих пор не перекрыт на зооинженерном отделении и несомненно требует незамедлительного внесения в реестр книги «Гиннесса» сельскохозяйственного, в настоящее время аграрного факультета.

Таким образом, поступив на зооинженерное отделение нашего ВУЗа я никогда позже не жалел ни о выбранной профессии, ни об Almamater ставшей не только местом получения знаний, но и в последующем местом моей долголетней профессиональной деятельности, «судьбой» в ее самом лучшем понимании.

Профессиональная деятельность:

Моя профессиональная деятельность в качестве преподавателя началась со 2 марта 1983 года, когда я прибыл КалмГУ после окончания целевой аспирантуры при Мордовском ГУ им.Н.П.Огарева-(1979-1983 годы) и досрочной защиты кандидатской диссертации на соискание ученой степени кандидата сельскохозяйственных наук.  Работать я стал на условиях почасовой оплаты в качестве ассистента у доцента Руденко Анатолия Васильевича, впоследствии профессора, долгое время плодотворно трудившегося проректором по ВЗО, затем по учебной работе. Я отвечал за проведение лабораторного практикума по курсу «Микробиология» у студентов 3 курса специальности «Зооиженерия». Считаю, что мне в определенной степени повезло с первым наставником. Подкупало в Анатолии Васильевиче скромность, аккуратность к себе, одним словом «эстет» до мозга костей, отличное знание предмета, скрупулезность при высочайшей культуре общения с людьми. Мой курс «молодого бойца» успешно завершился к лету 1983 года, когда  после ухода на заслуженный отдых доцента Марии Ефимовны Гончаровой-одной из талантливых учениц из ленинградской научной школы по кормлению сельскохозяйственных животных  академика А.П. Дмитроченко, я был переведен в штатные ассистенты  для проведения лабораторного практикума для студентов 2-3 курса дневной формы обучения специальности «Зооинженерия» более родного мне  курса «Кормление сельскохозяйственных животных» (лектор-доцент, д.с.-х. наук Носов А.Ф). С момента перевода в штат кафедры сельскохозяйственных дисциплин (зав. Носов А.Ф.), в последущем «кафедра ветеринарии и общей зоотехнии», жизнь моя, как молодого и начинающего преподавателя Вуза, закипела полным ходом и вобрала в себе весь необходимый набор обязанностей-это: учебные занятия, сакман, летняя производственная практика, дипломные работы, кураторство, общественная нагрузка и т.д.

17 февраля 1986 года с легкой руки декана факультета, доцента Ульчинова Владимира Васильевича я был назначен на должность заместителя декана по воспитательной работе. Произошло это следующим образом: меня вызвали через секретаря деканата   в кабинет №317 3 учебного корпуса на беседу к декану. Разговор был достаточно коротким, но емким. Владимир Васильевич предложил мне заменить на посту доцента Янова В.И. и обозначил мои прямые функциональные обязанности.

Здесь уместно отметить, что в годы работы в университете в качестве заместителя декана факультета по воспитательной и научной работе мне посчастливилось поработать с 5-ю деканами. В должности заместителя декана я был в общей сложности более 18 лет.

Первым из них безусловно был: Ульчинов Владимир Васильевич, экономист-организатор по образованию, доцент, кандидат экономических наук, большой эрудит, прошел все ступени советской, партийной и профсоюзной работы на сельскохозяйственных предприятиях и в различных учреждениях (КНИИМС и другие). Ульчинов В.В., обладая феноменальной памятью и дотошностью, знал и отлично разбирался в психологии каждого студента и преподавателя. У него был «знаменитый синий блокнот» и остро заточенный карандаш. Декан был всех событий и дел. На факультете царила «железная» дисциплина, любые нарушения трудовой и учебной дисциплины строго пресекались, вплоть до исключения студентов и увольнения преподавателей и сотрудников. Я отвечал за организацию воспитательной работы со студентами по месту учебы и проживания в студенческом общежитии №4. Первое и самое серьезное испытание для меня это было: рассмотрение заявлений студентов и заселение их в общежитие. Процедура была очень сложная и проходила при обязательном согласовании с деканом каждой кандидатуры (студента) с учетом семейных обстоятельств, состояния здоровья, успехов в учебе, специальности и курса обучения (студенты младших курсов занимали комнаты на верхних этажах, старшие курсы-нижние этажи). В деканате имелась так называемая «простыня» в виде листа ватмана (поименный список студентов факультета- жильцов общежития), утвержденная проректором по учебной работе и скрепленная печатью при согласовании с деканом, где были указаны Ф.И.О студента, этажи и комнаты их расселения. Были заведены анкеты на каждого студента (с фото), где имелась история их проживания в общежитии. В соответствии с графиком, была введены ежедневные дежурства преподавателей факультета в общежитии (с 19 до 23 часов) с обязательной записью в журнале. Формальность в этом деле была исключена. Все эти жесткие меры позволяли поддерживать среди студентов дисциплину и соблюдение внутреннего распорядка дня в общежитии. Но случались и серьезные «ЧП», которые сопровождались массовыми отчислениями студентов, строгими взысканиями для студентов, так и для преподавателей по служебной и партийной линии.

Следует отметить, что студенты сельскохозяйственного факультета были всегда в первых рядах по учебной дисциплине (процент успеваемости – около 80%), в спортивной жизни во многих видах  спорта ( мастера спорта и кмс по борьбе, гиревому спорту, футболу, волейболу  и т.д.) и неизменно занимали призовые места в ежегодных проводимых смотрах художественной самодеятельности («Студенческая осень»  и «Студенческая весна»). На сельскохозяйственном факультете был создан совет воинов-интернационалистов, в котором насчитывалось 14 студентов, прошедших действительную армейскую службу в Афганистане (Васильев Константин, Очиров Анатолий, Азыдов Анатолий, Манджиев Виктор, Бамбушев Борис, Евсеев Юрий, Шарипов Олег, Барыков Радислав и другие). Многие из этих молодых ребят за проявленный героизм, стойкость  и мужество были неоднократно награждены правительственными наградами (боевыми орденами и медалями), имели контузии и увечья. Деканат факультета, в лице Ульчинова В.В, уделял пристальное внимание и оказывал всемерную поддержку этим студентам, в частности и в организации их комфортного расселения в общежитии и создания оптимальных бытовых условий при проживании. Вот лишь один из примеров: по инициативе деканата и общественных организаций факультета с помощью предоставленного пакета необходимых документов в горисполком была буквально «выбита» новая 2-х комнатная квартира (8 микрорайон, дом 54) студенту-афганцу Очирову Анатолию Дмитриевичу-кавалеру ордена Красной звезды, который на тот момент создал семью. Следует отметить, что я всецело опирался при организации воспитательной работы среди студентов на авторитет студентов-афганцев. Они регулярно приглашались в академические группы на встречи, беседы и праздники, а также часто выступали перед учащимися в средних школах города Элиста. Учитывая сложность обстановки в общежитии, мы предложили возглавить студенческий совет общежития № 4 Васильеву Константину-студенту — зооинженеру, отличнику учебы, в прошлом боевому разведчику, который пользовался заслуженным авторитетом среди «афганцев» и студентов факультета. Костя с друзьями-афганцами навел по-настоящему «мужской» порядок в общежитии в «широком смысле слова». Одними из первых из числа студентов, по рекомендации партбюро факультета, были приняты в члены КПСС именно воины-афганцы Васильев Константин (зоинженерное отделение) и Евсеев Юрий (экономическое отделение), которые после окончания университета связали свою судьбу со службой в МВД и КГБ (ФСБ) региона. Васильев К.Ф. дослужился до подполковника, работал заместителем начальника ОВД Енотаевского района Астраханской области, затем возглавлял ОВД Юстинского района Республики Калмыкии. Подполковник Юрий Анатольевич Евсеев, начальник отдела экономической безопасности чеченского УФСБ, прикомандированный из Управления ФСБ Калмыкии, трагически погиб в 2005 году в Чеченской Республике при исполнении служебного долга.

На факультете большое внимание уделялось вопросам организации и проведения учебных и производственных практик студентов как неотъемлемой части учебного процесса. Так, в одном из учебных годов второй половины 80-х годов XX столетия был сформирован небывалый в истории университета десант из числа студентов сельскохозяйственного факультета в количестве более 200 человек для оказания практической помощи в расплодной компании овец (сакман) отдельным хозяйствам Юстинского района нашей республики.

Основную работу в качестве заместителя декана и штатного ассистента кафедры сельскохозяйственных дисциплин (зав. кафедрой –доцент Носов Анатолий Федорович) я совмещал на общественных началах с обязанностями члена партбюро, заместителя секретаря и секретаря партбюро факультета вплоть до роспуска КПСС. По рекомендации декана Ульчинова В.В. и при согласовании с общественными организациями факультета я 2 года (1985-1986 годы) добросовестно отработал в приемной комиссии университета в качестве заместителя ответственного секретаря (Глумов Г.М.- Адамчук А.С.)  по осуществлению набора студентов на 1 курс всех специальностей КалмГУ и на выделенные Минвузом РСФСР целевые места для нашей республики в другие Вузы страны.

Таким образом, работаю с Ульчиновым В.В.  я в определенной степени закалился, возмужал, набрался опыта работы на многих участках университетского поприще, который мне всегда помогал в дальнейшей работе.

Вторым руководителем факультета, с которым мне довелось некоторое время работать в качестве заместителя, это-Петрушкин Юрий Сергеевич, ветеринарный врач по специальности, доцент, кандидат биологических наук, ранее работал директором хозяйства и БСХТ, затем председателем профкома университета, избрался на должность декана сельскохозяйственного факультета на условиях демократических выборов. В шутку некоторые старшие товарищи называли его «народный декан», т.е.  избранный народом, всем коллективом. Запомнился Юрий Сергеевич своей принципиальностью и твердостью в принятии решений, организаторскими способностями, скромностью, педантичностью, аккуратностью к себе (одежда, до блеска начищенная обувь, прическа), высококвалифицированным специалистом отлично знающим свой предмет. Преподаватели и студенты факультета относились уважительно к декану, последние слегка боялись, считая Юрия Сергеевича строгим и злишне жестким руководителем и преподавателем.

На смену Ю.С.Петрушкину в 1990 году, через витиевато проведенный конкурс на альтернативной основе (конкурент-доцент Жидков В.П.) с участием преподавательского состава и студентов (делегатов собрания), пришел победивший с результатом 15: 13 Горяев Николай Эрдниевич, ветеринарный врач по специальности, доцент, кандидат биологических наук, работал на производстве в качестве главного ветеринарного врача Каспийского района, ученым секретарем, с.н.с. КНИИМС, заместителем декана сельскохозяйственного факультета, заведующим кафедрой. На момент избрания Николая Эрдниевича Горяева, в качестве декана факультета, в стране началась «знаменитая перестройка» общества.  Существенные перемены произошли на факультете, и в целом в университете. Факультет изрядно лихорадило, создавались группировки в коллективе, шел нескончаемый поток писем, жалоб, обращений в открытом и анонимном виде в разные вышестоящие инстанции и правоохранительные органы (Обком КПСС , Горком КПСС,МВД ,КГБ республики). Все это наследие и досталось новому декану. Надо отдать должное Николаю Эрдниевичу , он не спасовал и не растерялся. Горяев Н.Э. в этот момент проявил работоспособность, коммуникабельность, завидную выдержку и терпимость. Постепенно, шаг за шагом «разруливал» сложную ситуацию в коллективе. Декан лично сам встречался с людьми, пытался находить компромиссы, намечал пути выхода. С полной нагрузкой в это смутное время работали партбюро (Шматкин Василий Федорович-секретарь) и профбюро (председатель-Улюкова Кая Васильевна), где разбирался весь поток поступающей информации, готовились мотивированные ответы и отписки. В результате этой борьбы декан Горяев Николай Эрдниевич в полной мере сумел нормализовать микроклимат коллективов на кафедрах, в целом сохранить кадровый потенциал факультета и в некоторой степени даже его улучшить и укрепить через омоложение. С Н.Э. Горяевым, как с деканом, работалось нам очень комфортно, на полном доверии (Паршин Владимир Андреевич-зам. декана по учебной работе). Вся команда деканата вместе с опытными секретарями Куменовой С. и Ольцоновой С, с помощью кураторов академических групп и активы студентов сумела наладить на должном уровне учебный и воспитательный процесс со студентами факультета. На факультете сложилась благоприятная и доброжелательная обстановка. Считаю, что в этот трудный момент деканат во главе с Горяевым Н.Э работал только на «студентов», а не против них. Как результат этой работы положительные отзывы многих бывших студентов-выпускников факультета тех лет, которые в дальнейшем достигли высоких жизненных и профессиональных высот.

На смену Горяева Н.Э. пришел выпускник сельскохозяйственного факультета (1-й выпуск агрономов), заведующий кафедрой агрономии, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Мутул Максимович Оконов. В период его работы (с 1996 по 2004 годы) в качестве декана изменилось название факультета, в унисон происходящих аграрных реформ в стране того времени, вместо «сельскохозяйственный» на «аграрный». Жизнь на факультете шла своим чередом. Коллектив деканата был укомплектован опытными кадрами (Дорджиев Олег Федорович — зам. декана по учебной работе, доцент, канд. биол. наук) и вполне справлялся с возложенными обязанностями. Учебная и трудовая дисциплина на факультете была организована на должном уровне. Успеваемость студентов в целом по факультету в этот период составляла в пределах 75-77 %. По основным контрольным показателям, характеризующим деятельность коллектива (факультета) преподавателей и студентов, как одного из структурных подразделений университета, аграрный факультет числился в «середняках».

С 2006 года аграрный факультет возглавил доктор сельскохозяйственных наук, профессор Натыров Аркадий Канурович, ранее занимавший пост проректора университета по научной работе. При новом (5-ом) декане я отвечал на факультете за организацию профориентационной работы и набор студентов в Калмыцкий государственный университет из средних общеобразовательных школ республики. Являлся куратором академической группы, был ответственным за организацию НИР среди студентов, преподавателей и сотрудников на общественных началах, а с 1 октября 2013 года вплоть до увольнения по собственному желанию (3 сентября 2016 года) исполнял уже обязанности заместителя декана по научной работе.

Декан факультета, профессор Натыров А.К., обладая богатым организаторским опытом и жизненной интуицией, высокой эрудицией, широтой взглядов на решение современных проблем высшей школы и выбора перспективных направлений развития науки, сумел поднять факультет на новый качественный уровень. Открылась новая специальность «Ветеринарная санитария» и соответствующая кафедра, наладился академический обмен между студентами и преподавателями бывших союзных республик (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и др.), прибыли на учебу студенты из этих республик и других стран мира. Заработала большая наука (международные и отечественные проекты, гранты, конкурсы, магистратура, аспирантура, защита диссертаций, патенты, НПЦ «БИОВЕТ»), заметно оживилась публикационно-издательская деятельность преподавателей, сотрудников и студентов (статьи, пособия, учебники и монографии). Все эти нововведения на факультете — результат целенаправленной, многогранной и плодотворной деятельности профессора, декана Натырова Аркадия Кануровича, по достоинству занимающему в настоящее время этот ответственный пост.

 Завершая свои воспоминания, пусть это покажется в некоторой степени банальным, но я хочу пожелать нынешнему поколению студентов факультета словами В.И.Ленина «учиться, учиться и учиться». Рекомендую Вам более продуктивно использовать время обучения, чтобы было не только то, что можно вспомнить, но и не забывать, что каждый, кто переступил порог университета, пришел в этот храм за знаниями. Если вы хотите быть успешными в будущем, нужно сегодня обязательно посещать лекции и лабораторно-практические занятия, активно участвовать в семинарах, выезжать на все виды практик, изучать компьютерную технику и языки, дополнительно заниматься самообразованием. Ведь это так просто и интересно. В студенческие годы Вы накапливаете то, что Вам обязательно пригодится в дальнейшем. Для этого нужно искренне любить наш родной и единственный Калмыцкий государственный университет, стремиться быть неравнодушным созерцателем, а активной личностью и с чувством ответственности и стремлением внести свой вклад в общее дело.

В заключении, я хочу от всего сердца пожелать профессорско-преподавательскому составу Калмыцкого государственного университета имени Б.Б. Городовикова в лице ректора, профессора Салаева Б.К. новых творческих удач и свершений, сохранения квалифицированных кадров и продолжения славных традиций по воспитанию высококвалифицированных специалистов для Республики Калмыкия и в целом нашей страны, зарубежных стран-партнеров.

 

Ходыков Валерий Пюрвеевич

выпускник специальности «Зооинженерия»

сельскохозяйственного факультета, 5-й выпуск, 1979 год

Калмыцкого государственного университета.

 В настоящее время

старший научный сотрудник

отдела селекции и разведения КРС

Всероссийского НИИ племенного дела

«ВНИИплем» Московской области, 

эксперт, кандидат сельскохозяйственных наук, 

доцент, Почетный работник ВПО РФ 

Добавить комментарий

Свежие комментарии