Абушаева Галина Борисовна

Абушаева Галина Борисовна родилась 14 октября 1948 года в селе Старо-Ярково Барабинского района Новосибирской области в семье известных в республике педагогов Бориса Бакаевича Абушаева, учителя калмыцкого языка и литературы и Тамары Адьяновны Абушаевой, учителя начальных классов. Борис Бакаевич, ветеран Великой Отечественной войны, вёл большую организационную работу по увековечению памяти своих земляков-односельчан, придавал огромное значение воспитанию и образованию сельской молодёжи.

В 1957 году семья Абушаевых вернулась в родной поселок Целиный Целинного района КАССР. После окончания Целинной средней школы в 1966 г. Галина Борисовна по совету отца поступила на философский факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. В те годы нужно было проявить силу характера и смелость, чтобы доказать свое право учиться в лучшем вузе страны и это ей удалось с легкостью. Односельчане и родственники гордились тем, что сестры Абушаевы в разные годы самостоятельно поступили в МГУ.

В 1972 году Галина Борисовна успешно окончила Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Она пришла в науку уже сложившейся личностью: за ее плечами было пять лет работы в Целинной средней школе, в которой преподавала историю и обществоведение.

 В 1977 году ее пригласили на работу в Калмыцкий государственный университет на кафедру марксистско-ленинской философии и научного коммунизма. В 1982 году она поступила в аспирантуру Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова на кафедру диалектического материализма. В 1988 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Соотношение теории и фактов в научном исследовании».

Галина Борисовна проработала доцентом в Калмыцком государственном университете на кафедре философии и социологии двадцать пять лет. Она обладала широкой эрудицией, творческим подходом к преподаванию философских дисциплин. Г.Б. Убушаева была очень демократичным преподавателем, студенты любили её за ярко выраженную доброжелательность. Круг её научных интересов был достаточно широк: философия античная и современная, логика, психология, эстетика, этика, проблемы религии. В её статьях поднимались вопросы искусственного интеллекта, экологии, буддизма, рациональные и иррациональные аспекты взаимодействия философского и естественного знания, многие социологические проблемы.

Ее знали, ценили и уважали как ученого, педагога. Как честного человека с благородной душой. В ней не было и тени двуличия. Она не умела хитрить, была прямым и этим была дорога как преподаватель и Личность.

Она неизменно вызывала восхищение студентов и аспирантов, посещавших ее курсы по философии, а в последние годы – по логике и методологии науки. Галина Борисовна была строгим и требовательным, но удивительно чутким и заботливым преподавателем. Она читала лекции без единой бумаги и обсуждала со студентами разные проблемы, причем каждый студент мог спокойно говорить о своей точке зрения.

Основные ее научные и методические труды: Философские проблемы искусственного интеллекта / Методические материалы к лекции. Элиста, 1993; Гуманистические регулятивы инженерного образования // Гуманистические ориентиры научно-технического творчества. Калинин, 1990; Социологические аспекты интенсификации научной деятельности в условиях международного сотрудничества // Человеческий фактор в ускорении социального и научно-технического прогресса. Сборник научных трудов. Новосибирск. 1989; Экологические аспекты буддизма // Буддизм в системе мировой цивилизации. Элиста, 1998; Рациональные и иррациональные аспекты взаимодействия философского и естественного знания. Учебное пособие. Элиста, Калм ГУ, 1999; Рациональные аспекты развития социокультурного потенциала. Некоторые проблемы молодёжи и традиции культуры в Калмыкии, // Народы Калмыкии: перспективы социокультурного и этнического развития. Сборник научных трудов / Отв. ред. проф. Овшинов А.Н. Элиста. 2000; Методологические и логические методы написания научных студенческих работ (Формальная логика) // Современные технологии обучения в учебном процессе. Учебно-методическое пособие. Вып. 1 / Под ред. проф. Овшинова А. Н. Элиста, 2001; Рациональная роль религиозно-культурных образований в системе современной цивилизации // Динамика ценностных и культурных ориентаций народов Калмыкии. Сборник научных трудов / Отв. ред. проф. Овшинов А.Н. Элиста, 2001; Проблема нерациональных, социально-ценностных ориентаций в процессе подготовки студентов инженерно-технических специальностей // Современное студенчество: социальные ценности и нравственные ориентации. Сборник научных трудов / Отв. ред. проф. Овшинов А.Н. Элиста, 2002: Организация и развитие рациональных подходов к самостоятельному изучению логики студентами // Современные технологии обучения в учебном процессе. Учебно-методическое пособие / Под. ред. проф. Овшинова А. Н. Вып. 2  Элиста, 2002.

Для Галины Борисовны Калмыцкий государственный университет всегда был родным домом, а студенты – семьей. Университет способствовал развитию лучших качеств ее личности – таланта, потребности в постоянном совершенствовании, интеллигентности, силы воли. Она посвятила университету всю свою жизнь. Галина Борисовна ушла из жизни 7 декабря 2015 года. Мы гордимся тем, что учились у нее.

 

Директор института калмыцкой филологии и

востоковедения М.А. Лиджиев

 

Добавить комментарий

Свежие комментарии