Абушаева Юлия Борисовна

Абушаева Юлия Борисовна родилась 15 августа 1951 года в селе Банниково Барабинского района Новосибирской области в семье известных в республике педагогов Бориса Бакаевича Абушаева, учителя калмыцкого языка и литературы и Тамары Адьяновны Абушаевой, учителя начальных классов. Борис Бакаевич, ветеран Великой Отечественной войны, вёл большую организационную работу по увековечению памяти своих земляков-односельчан, придавал огромное значение воспитанию и образованию сельской молодёжи.

В 1957 году семья Абушаевых вернулась в родной поселок Целиный Целинного района КАССР. В 1968 году она окончила Целинную среднюю школу Целинного района Калмыцкой АССР.

В 1969 году по совету отца Юлия Борисовна поступила на философский факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (отделение философии), который окончила в 1974 году. По распределению с 1974-1977 годы Юлия Борисовна проработала преподавателем философии в Красноярском сельскохозяйственном институте.

В 1977 году Юлия Борисовна поступила в аспирантуру философского факультета МГУ, которую окончила в 1980 году. Затем продолжила работу в Красноярском сельскохозяйственном институте. В 1982 году защитила кандидатскую диссертацию в Московском университете им. М.В. Ломоносова.

В 1991 году Юлия Борисовна вернулась на родину, в Калмыкию. Поступила на работу в РИПКРО. Заведовала отделом национальной системы образования. В этот период Юлия Борисовна плотно занимается вопросами подготовки педагогических кадров для школ республики. Пишет статьи, готовит методические рекомендации, читает лекции на курсах повышения квалификации.

В сентябре 1995 года Юлию Борисовну пригласили на работу в Калмыцкий государственный университет, на кафедру философии и социологии. Здесь она занимается любимым делом – преподаёт философию, пишет научные статьи, консультирует студентов и аспирантов, участвует в конференциях. Круг научных интересов Юлии Борисовны был обширен. Среди тем, которыми интересовалась ученый, были проблемы эстетики и этики, проблемы познания искусства, темы творческой индивидуальности,  вопросы социологии.

 Студенты отмечали Юлию Борисовну как строгого и требовательного преподавателя, обладающего энциклопедическими знаниями. Они серьёзно готовились к её занятиям, с удовольствием посещали ее лекции.

Основные публикации: Л. Толстой и Т. Манн о позиции художника реалиста // Социально-эстетические проблемы познания искусства. Сборник научных трудов. М.: МГУ, 1979; Творческая индивидуальность и болезнь по Томасу Манну // Некоторые вопросы теории и истории эстетики. Сборник научных трудов. М., 1980. (Депон. в ИНИОН АН СССР); Эстетика. Методическая разработка по курсу. Красноярск, 1980; Томас Манн и взаимосвязи эстетизма и варварства // Проблема предотвращения войны в современную эпоху. Чита, 1984; Социологические аспекты интенсификации научной деятельности в условиях международного сотрудничества // Человеческий фактор в ускорении социального и научно-технического прогресса. Сборник научных трудов. Новосибирск, 1989; Гуманистические регулятивы инженерного образования // Гуманистические ориентиры научно-технического творчества. Калинин, 1990; Методические приёмы на лекциях по эстетике // Вопросы преподавания общественных дисциплин в вузе. Красноярск, 1990; Внеаудиторная работа по эстетическому воспитанию студентов // Повышение уровня подготовки специалистов. Красноярск, 1990; Некоторые аспекты сознания репрессированного народа // Репрессированные народы: упразднение их национальной государственности и проблемы реабилитации. Элиста. 1993; Некоторые вопросы национальных отношений в Калмыкии // Народы Калмыкии: современные социокультурные и этнические процессы / Под.  ред. проф. Овшинова А. Н. Элиста, 1997; Универсализм этики буддизма // Буддизм в системе мировой цивилизации. Элиста, 1998; Эстетика. Программа нормативного курса. Элиста. 1999; Проблемы этики в философии. Методические рекомендации. Элиста. КалмГУ. 1998; Программа нормативного курса «Этика и культура». Элиста. Калм.ГУ. 1999; Некоторые проблемы молодёжи и традиции культуры в Калмыкии // Народы Калмыкии: перспективы социокультурного и этнического развития. Сборник научных трудов / Отв. ред. проф. Овшинов А.Н. Элиста, 2000; Философия культуры и цивилизации. Материалы к лекции. Элиста, КалмГУ. 2000; Самостоятельная работа студентов по философии // Современные технологии в учебном процессе / Под  ред. проф. Овшинова А. Н. Вып.1. Элиста, 2001; Культурные ориентации студентов (на примере Калмыцкого госуниверситета) // Современное студенчество: состояние, проблемы и перспективы социокультурного развития / Под.  ред. проф. Овшинова А. Н. Элиста, 2001.

Блестящие лекции Юлии Борисовны по логике, методологии науки, методологии научного творчества, философии слушали многие поколения студентов и преподавателей. Легенды о лекциях Юлии Борисовны живы до сегодняшнего дня. Для аграрников она блестяще читала курс лекций по философии. Для студентов физико-математического факультета организовывала преподавание курса философских проблем естествознания. В спецсеминаре Юлия Борисовна работала со многими талантливыми студентами, развивая их исследовательские способности.

Юлия Борисовна, скромным, требовательным педагогом и не требовала к себе внимания.  Она обладала удивительными и, к сожалению, редкими в наше время качествами – честностью, порядочностью, прямотой в своих взглядах, выражениях, самоотверженностью и настоящим подвижничеством. Юлию Борисовну отличали такие уникальные свойства характера, как способность от души радоваться даже маленьким успехам своих учеников, вселять в них уверенность и способности, искренне сочувствовать неудачам.

 

Директор института калмыцкой филологии и

востоковедения М.А. Лиджиев

 

 

Добавить комментарий

Свежие комментарии