Каляев Александр Лиджиевич — талантливый лингвист, ученый, педагог-исследователь

Рубрику «По волнам истории ИКФВ» продолжает очередная статья. Она посвящена памяти Каляева Александра Лиджиевича – доктора филологических наук, профессора, талантливого лингвиста, методиста, педагога.

Александр Лиджиевич Каляев – известный ученый, доктор филологических наук, профессор, оставил заметный след в калмыцкой науке. Научное наследие Александра Лиджиевича Каляева на сегодняшний день очень востребовано студентами, магистрантами, молодыми учеными и учащейся молодежью. Он автор более 100 научных, научно-методических и учебно-методических работ, один из авторов фундаментального калмыцко-русского словаря. А.Л. Каляев – известный лингвист, специалист в области морфологии, стилистики и методики преподавания калмыцкого языка. Трудам профессора А.Л. Каляева присущи компетентность и профессионализм. Профессор А.Л. Каляев был очень скромным и порядочным человеком, высококвалифицированным педагогом.

Родился он 23 октября 1937 г. п. Цаган Нур Малодербетовского улуса Калмыцкой АССР. В Сибири Александр Лиджиевич, получив среднее образование и вернувшись на родину, в 1957 г. поступает на калмыцкое отделение филологического факультета Ставропольского пединститута. А в 1962 г., получив диплом, он начал свою трудовую деятельность в Калмыцком НИИЯЛИ научным сотрудником сектора языкознания, оттуда был направлен в аспирантуру Института языкознания АН СССР в Москве. В 1970 г. Александр Лиджиевич защитил кандидатскую диссертацию по теме «Имена прилагательные в современном калмыцком языке», а в 1996 г. – докторскую диссертацию по теме «Основы стилистики калмыцкого языка. Система стилистических средств и функциональные стили». После защиты кандидатской диссертации Александр Лиджиевич продолжил работу в Калмыцком научно-исследовательском институте.

Начало 1970-х г. в нашей республике примечательно тем, что в школах не хватало учителей родного языка. Была острая необходимость в переподготовке учительских кадров, нужны были новые программы и учебники калмыцкого языка и литературы, которые помогли бы развивать национальную культуру, традиции и обычаи, возрождать язык и начинать надо было со школ. Для решения этих задач А.Л. Каляеву поручили заведование лабораторией Института национальных школ МП РСФСР, и он вплотную занялся проблемами преподавания родного языка в школах, созданием программ, учебников и методических пособий.

За 10 лет работы в этой должности Александр Лиджиевич организовывал курсы для учителей родного языка, читал интереснейшие лекции по калмыцкому языкознанию, ездил по районам, проводил различные семинары, посещал открытые уроки, оказывал методическую помощь учителям в преподавании калмыцкого языка и литературы. В соавторстве с учеными и опытными учителями А.Л. Каляев разрабатывал и составлял программы, учебники, методические рекомендации и указания по предметам региональной компетенции. Наиболее востребованными и в наше время являются такие труды ученого как: Имя прилагательное: современный калмыцкий язык, Учебник калмыцкого языка для 9-10 классов, Стилистика калмыцкого языка: учебное пособие. В 1994 году Александр Лиджиевич издает «Учебное пособие по развитию речи в 5-9 классах» на калмыцком языке, это пособие является очень востребованным не только в школах, по нему занимаются обучающиеся различных колледжей и студенты вуза.

Проработав 10 лет в лаборатории Института национальных проблем образования МП РСФСР, А.Л. Каляев в 1982 г. перешел на работу в Калмыцкое книжное издательство редактором художественной литературы. Эта работа обогатила его знаниями основ литературоведения, логическими методами работы с литературно-художественными рукописями, что потом очень пригодилось ему в преподавательской работе в качестве преподавателя на кафедре калмыцкой литературы и литературы народов СССР. После 5 лет работы в издательстве 1 сентября 1988 г. Александр Лиджиевич был принят на должность старшего преподавателя этой кафедры. Его лекции и семинарские занятия студенты старались не пропускать, настолько они были интересны и познавательны. Содержание этих занятий и методика их проведения обеспечивали развитие творческой активности студентов,  направляли  на углубление научно-теоретических знаний и овладение определенными методами самостоятельной работы, которое формирует практические умения будущего учителя.

17 марта 1994 года на факультете калмыцкой филологии и культуры Калмыцкого госуниверситета была образована кафедра методики преподавания калмыцкого языка и литературы, которую возглавил профессор А.Л. Каляев. Коллеги, работавшие с ним в этот период, поражались неисчерпаемости и богатству его творческого мира.

А.Л. Каляев всегда изучал ключевые проблемы методики преподавания калмыцкого языка и литературы, осваивал новейшие методы и приемы обучения. Он говорил и учил молодых коллег тому, что цель занятий должна быть понятна не только преподавателю, но и студентам. Это придает учебной работе актуальность, утверждает необходимость овладения опытом профессиональной деятельности, связывает ее с практикой жизни. В таких условиях задача преподавателя состоит в том, чтобы больше показывать студентам практическую значимость ведущих научных идей и принципиальных научных концепций и положений.

Александр Лиджиевич Каляев – ученый, педагог-исследователь, его жизненный путь – это школа нравственности и духовного опыта для других поколений.

 

Н.Н. Шарапова, доцент кафедры

калмыцкой литературы и журналистики

Добавить комментарий

Свежие комментарии