Доктор филологических наук, профессор Надежда Басанговна Пюрвеева

Надежда Басанговна Пюрвеева (Сангаджиева) – известный учёный-филолог, талантливый педагог, доктор филологических наук, профессор Калмыцкого госуниверситета, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации – свыше тридцати лет связана с нашим вузом. С сентября 1974 г. Надежда Басанговна работала на кафедре русской и зарубежной литературы филологического факультета КГУ в должности старшего преподавателя, доцента, профессора, заведующей кафедрой. Н.Б. Пюрвеева читала курсы русского устного народного творчества, истории древнерусской литературы, вела спецкурсы и спецсеминары, руководила дипломными работами, аспирантами. Она – победитель конкурса грантов Российского Гуманитарного научного фонда (2006-2008·гг.), руководитель научного проекта «Слово о полку Игореве» и «Джангар»: эпико-литературный диалог России и Востока».

Н.Б. Пюрвеева родилась в творческой семье. Интерес к фольклору калмыков, чему она посвятила свои исследования, не случаен. Её дед, Бадмин Менкенасун, был одним из талантливых сказителей калмыцкого героического эпоса «Джангар», хорошо знал историю, национальную культуру, обычаи и традиции родного народа. В 1939 г. писатели Л. Инджиев и Б. Дорджиев записали в его исполнении образцы произведений устного народного творчества калмыков. Тексты песен в его исполнении вошли в сборник «Хальмг фольклор» 1940 г. издания. В сентябре 1940 г. Бадмин Менкенасун участвовал в знаменательном событии – праздновании 500-летия эпоса «Джангар», памятника мировой культуры. В конкурсе среди сильнейших рапсодов-сказителей, которые съехались в те дни со всей республики, Бадмин М. занял призовое место, исполнив оригинальные, самые большие по объему и интересные по содержанию героические песни из «Джангара»: «Песнь о победе над Хара-Кинясом» и «Песнь о победе над Шара-Мангусом», которые были изданы еще в 1864 г. на калмыцком языке К.Ф. Голстунским. Репертуар джангарчи Бадмин Менкенасуна был богат и разнообразен: включал исторические предания и легенды, йорелы, лирические песни, пословицы и поговорки, обрядовую поэзию, сказки. Героические песни рапсод исполнял с воодушевлением, глубокой верой в истинность патриотических подвигов богатырей, с неиссякаемым юмором рассказывал сказки. Его ученик, последователь его исполнительской школы Тельтя Лиджиев, многому научился у своего учителя. Свою·   книгу «Поэтика фольклорных жанров» Надежда Басанговна посвятила памяти Бадмин Менкенасуна, своего деда, талантливого сказителя, хранителя духовного наследия нашего народа.

Становление Н.Б. Пюрвеевой как исследователя-филолога началось еще в студенческие годы: под руководством известного ученого И.М. Мацакова она на 4 курсе выполнила курсовую работу по героическому эпосу «Джангар», и это определило ее будущую научную специализацию. После окончания вуза Надежда Басанговна работала учителем русского языка и литературы в средней школе № 7 r. Элисты. С 1966 г. Н. Пюрвеева работала в Калмыцком научно-исследовательском институте языка, литературы, истории в секторе «Джангароведения», основателем и руководителем которого был профессор А.Ш. Кичиков. За год работы в секторе Надежда Басанговна собрала обширный материал о талантливых и известных сказителях-джангарчи. В процессе работы она общалась с исполнителями, носителями эпической традиции. Так непосредственно приобщался молодой ученый к живому эпосу. Материал о сказителях собирался буквально по крупицам, он основан на воспоминаниях родственников, земляков народных певцов, беседах с пожилыми сказителями, знавших или слышавших исполнение мастеров народного искусства. В 1967 г. Н.Б. Пюрвеева опубликовала свою первую монографию «Джангарчи». В ней приводятся сведения из истории сказительских школ исполнителей, впервые сообщаются уникальные данные о некоторых из них, исследуется творческая манера исполнения песен героического эпоса «Джангар», дается анализ репертуаров исполнителей, рассматривается историческая традиция, высказывается новая точка зрения на исполнительские школы калмыцких рапсодов.

Публикация о сказительском мастерстве джангарчей была представлена ею в качестве реферата при поступлении в аспирантуру Института востоковедения АН СССР. В годы аспирантуры работа над калмыцким эпосом была продолжена и завершена в 1971 г. успешной защитой кандидатской диссертации на тему «Джангарчи М. Басангов и его «Джангар».  После защиты Н.Б. Пюрвеева работает старшим научным сотрудником сектора «Джангароведения». Главное направление работы сотрудников сектора, наряду с исследовательской, – было собирательское: запись всех бытующих версий и вариантов песен «Джангара», систематическое и планомерное обследование населенных пунктов республики для выявления регионов, где сохранились эпические традиции. За годы работы в КНИИЯЛИ Н.Б. Пюрвеева подготовила и опубликовала ряд эпических текстов «Джангара». Наиболее продуктивной фольклорной экспедицией была поездка в Лиманский район Астраханской области, в села, где компактно проживали калмыки. Это были места, где родилась Надежда Басанговна, ее «малая родина». В ходе полевой экспедиции был полностью записан эпический репертуар джангарчи Мушки Дорджиева, проживавшего в с. Лесное Лиманского района. Со слов М. Дорджиева ученые записали целый цикл песен «Джангара», включающий тринадцать глав, представляющих собой не известные ранее песни и оригинальные варианты и версии эпоса. В экспедиции в с. Камышово Лиманского района был открыт еще один замечательный исполнитель Б. Манджиев, ученик Тельтя Лиджиева. От него было записано девять текстов эпического сказания, эти записи хранятся в архиве КНЦ РАН и ждут своих исследователей.

С 1974 г. Н.Б. Пюрвеева работает в Калмыцком государственном университете на кафедре русской и зарубежной литературы, и с этого времени более тридцати лет вся жизнь, самоотверженный труд преподавателя и ученого были тесно связаны с высшей школой Калмыкии.

В 1981-1982 учебном году Н.Б. Пюрвеева и В.Д. Пюрвеев по рекомендации Калмыцкого госуниверситета были командированы Министерством высших и средних учебных заведений СССР во Вьетнам в качестве преподавателей русского языка и литературы. Надежда Басанговна работала в Ханойском институте иностранных языков, вела практический курс русского языка, читала лекции по истории русской литературы студентам переводческого факультета, преподавателям факультета повышения квалификации,  оказывала систематическую консультационно-методическую помощь вьетнамским преподавателям, стажерам, аспирантам, редактировала учебные пособия, монографии и диссертационные работы, а также принимала активное участие в культурно-массовых советско-вьетнамских мероприятиях. За достигнутые успехи в передаче опыта учебно-методической, научной работы вьетнамским преподавателям, за подготовку студентов и аспирантов, активное участие в общественной жизни вьетнамо-советского коллектива преподавателей и студенчества Н.Б. Пюрвеева награждена Правительственной наградой Республики Вьетнам медалью «Дружба» и Почетной грамотой посольства СССР в СРВ.

В 1998 г. была опубликована очередная монография Н.Б. Пюрвеевой «Поэтика фольклорных жанров», в которой исследуются эволюция жанровых форм и основные закономерности развития калмыцкой народной поэзии. В работе впервые рассматривается движение жанровых форм от ритуально-магической поэзии (йорелы, магталы, шаваши и другие жанры народной поэзии) к народной героической эпопее, актуальные проблемы поэтики «Джангара», специфика и взаимосвязи изобразительных средств.  На большом фактическом материале исследуются сюжет и композиция, художественно-стилевые средства, а также генетические и функциональные связи отдельных жанров ритуально-магической поэзии в сюжетном пространстве эпопеи, «Джангар» рассматривается в контексте эпических традиций тюрко-монгольских народов.

В 2003 г. увидел свет важный по своему обобщению труд Н.Б. Пюрвеевой «Поэтика героического эпоса «Джангар». Опираясь на теоретические положения выдающихся представителей отечественной школы фольклористов, лингвистов и литературоведов по истории и теории словесного творчества А.Н. Веселовского, В.В. Виноградова, А.А. Потебни, В.М. Жирмунского,  В.М. Гацака, В.Я. Проппа, Б.Н. Путилова, М.М. Бахтина, исследования видных русских и зарубежных ученых в области алтаистики А.А. Бобровникова, В.Л. Котвича, Б.Я. Владимирцова, С.А. Козина, Г.И. Михайлова, С.Ю. Неклюдова, Н.Б. Пюрвеева воплотила свою программу исследования, в которой категория поэтики понимается как ключевая в исследовании художественного мира эпоса «Джангар». Во многом эта работа была пионерской: в ней осуществлен новый подход к сюжетно-композиционному строю «Джангара», функциям изобразительных средств в эпическом повествовании, проведено глубокое исследование разнообразных внутритекстовых связей, которые помогают раскрыть внутренние закономерности построения героической эпопеи, поэтика эпоса представлена в целостном, системном виде и жанровом своеобразии. Книга «Поэтика героического эпоса «Джангар» легла в основу докторской диссертации, которую Н.Б. Пюрвеева успешно защитила в 2003 г. Выступавшие на защите оппоненты единодушно подчеркнули «важность и актуальность работы Н.Б. Пюрвеевой для фольклористики народов России». Известный фольклорист А.М. Гутов отметил, что «давний и устойчивый интерес многих исследователей к эпосу «Джангар» соизмерим с тем непреходящим значением, которое этот памятник народного искусства имеет как для калмыков, так и в целом для истории духовной культуры человечества. Исследование Н.Б. Пюрвеевой – одна из первых монографических работ, в которой с исчерпывающей полнотой рассматривается поэтика «Джангара». Это большое комплексное исследование, в котором на высоком профессиональном уровне и с привлечением огромного эмпирического материала освещены вопросы сюжетосложения, типологии отдельных сюжетов и мотивов, структурных особенностей текста, поэтического языка и стиля, взаимодействия эпоса с другими жанрами калмыцкого фольклора». Бурятский институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук в    своем внешнем отзыве отметил, что «диссертация Н.Б. Пюрвеевой –  всестороннее, глубокое исследование, в котором частные и общие выводы формулируются ответственно, представляются обоснованными, весьма интересными и отражают высокую культуру научного мышления. Содержание и научно-теоретическое значение диссертации Н.Б. Пюрвеевой является смелым и новаторским по своей задаче и очень продуманным и систематичным по выполнению, она может иметь большое практическое значение для создания новых трудов по эпосоведению».

Значителен вклад профессора Н.Б. Пюрвеевой в коллективные труды: она член авторского коллектива «Истории калмыцкой литературы» (Т. 1. Элиста, 1981), одна из авторов перевода песен «Джангара» на русский язык («Джангар». Калмыцкий героический эпос. М.: Наука, 1990), редактор кафедральных межвузовских сборников научных статей «Творческая индивидуальность писателя и фольклор». В помощь студентам Н.Б. Пюрвеева опубликовала ряд учебно-методических разработок, рекомендаций и программ по учебным курсам и специализациям.

Научные интересы Надежды Басанговны не ограничивались калмыцким фольклором, калмыцкой поэзией и героическим эпосом. Она посвящает свои исследования актуальным проблемам русского фольклора, а также вопросам литературоведения («Роль Горького в становлении калмыцкой литературы», «Фольклоризм рассказов В. Шукшина», «Русский фольклор в Калмыкии», «Сюжет боя отца с сыном в русских былинах и в «Джангаре» и др.). Профессор Н. Б. Пюрвеева выступала с докладами и сообщениями на Всероссийских и региональных конференциях, Международных конгрессах, симпозиумах и совещаниях, в дискуссиях по актуальным вопросам фольклора, литературы, народной культуры.

Надежда Басанговна Пюрвеева принимала активное участие в общественной жизни университета и города, избиралась деканом факультета повышения квалификации учителей г. Элисты, являлась членом ученого совета Гуманитарного института Калмыцкого госуниверситета. За высокий профессионализм в работе и активное участие в общественной жизни неоднократно поощрялась руководством университета. Ее организаторский талант проявился в руководстве кафедрой русской и зарубежной литературы Калмыцкого госуниверситета, как педагог, она пользуется большим уважением коллег и любовью студентов.

 

Т.С. Есенова, доктор филологических наук, профессор КалмГУ

Добавить комментарий

Свежие комментарии