От фонолаборатории — к компьютерному классу

В середине 70-х, которые принято считать «застойными», Калмыцкий госуниверситет был снабжен новейшими техническими средствами обучения, благодаря стараниями и усилиям тогдашнего руководства КГУ в лице ректора Чапчаева А.А.

         Закончив Воронежский госуниверситет в 1977 году, я поступила на работу в КГУ в качестве лаборанта ТСО фонолаборатории, которая являлась в ту пору одним из подразделений инженерной службы КГУ, возглавлявшейся отличным руководителем, опытным и высококвалифицированным инженером, специалистом в области ТСО Миленным А.Н. В инженерной службе тогда работали инженеры Гвоздев С.Н., Сафонов С.И.. Последнего все сотрудники очень уважали за творческий подход к делу. Он усовершенствовал и упростил пульт управления программами. Помогал инженерам мастер Николай Борцов, у которого были золотые руки. Моими непосредственными коллегами были старший лаборант Микулина Т.С. и лаборант Какушкина П.Д.

Шаповалова Людмила Юрьевна со студентами, 1994-1995 учебный год

         Фонолаборатория поддерживала и обеспечивала учебный процесс на всех специальностях филологического факультета. Всем гостям КГУ с гордостью показывали лингафонные кабинеты и фонозал на 40 мест, где студенты, подключившись к пульту с помощью наушников, могли работать по шести программам. В фонозале занимались не только студенты-германисты, но и студенты калмыцкого и русского отделений, которые  писали диктанты. Калмыковеды также имели возможность прослушивать оригинальные записи носителей различных монгольских и калмыцких диалектов. Во второй половине дня студенты работали в фонозале самостоятельно.

         В распоряжении филологического факультета было четыре лингафонных кабинета, снабженных новейшим оборудованием. Особой гордостью был большой 330 кабинет, где с помощью пульта дистанционного управления можно было демонстрировать слайды и учебные фильмы на английском, немецком и русском языках.

         В лингафонных кабинетах было установлено отечественное оборудование «Лингва-5» — аналог чешского лингафонного оборудования «Тесла», которое в 70-80е годы считалось самым передовым. В таком кабинете преподаватель мог проводить разнообразные виды работ: общую, парную и индивидуальную. Все студенты группы работали одновременно, а преподаватель с помощью пульта управления мог подключиться к каждому студенту, проконтролировать, сделать замечание нерадивому и похвалить трудолюбивого. Студенты имели возможность производить запись своих диалогов и монологов, чтобы потом самостоятельно оценить свою работу. Все преподаватели кафедры английской филологии прекрасно владели техникой, пройдя курсы обучения по использованию ТСО под руководством главного инженера.

Шаповалова Людмила Юрьевна со студентами, 1995-1996 учебный год

Были в работе фонолаборатории моменты, которые невозможно вспомнить без улыбки. В фонолаборатории была так называемая «студия звукозаписи», которую студенты окрестили «маленькой черненькой комнаткой», потому что она была обита простой черной тканью, далекой от звукоизоляционной. Любой преподаватель филфака мог записать на пленку нужный ему текст. Частенько студией пользовались преподаватели кафедры русского языка, начитывавшие диктанты для самостоятельной работы студентов в фонозале. В студии звукозаписи было большое окно, выходившее во двор главного корпуса университета, где росли огромные старые деревья, облюбованные птицами для устройства гнезд. Галки и вороны своим гвалтом и карканьем зачастую создавали большие помехи как учебному процессу, так и во время звукозаписи. В фонотеке кафедры английской филологии долго еще хранились записи диктантов и учебных текстов на фоне громкого вороньего карканья. В конце концов административно-хозяйственный отдел принял меры по изгнанию крикливых пернатых с университетского двора. Всем, конечно, было птичек жалко, но учебный процесс – дело святое.

         Фонд фонолаборатории включал оригинальные записи и дубликаты, учебные фильмы, слайды. По каталогу легко можно было найти материалы, необходимые для той или иной специальности, для определенного курса или раздела. Фонолаборатория КГУ сотрудничала с фонолабораторией Пятигорского педагогического института иностранных языков, куда сотрудников лаборатории отправляли для отбора оригинальных записей. Пополнение фонда также происходило благодаря энтузиазму преподавателей, проходивших ФПК в МГУ, ЛГУ, Кубанском университете, которые привозили различные записи в лабораторию.

         Несомненно, фонолаборатория сыграла огромную роль в повышении качества обучения на языковых специальностях, предоставляя студентам возможность слушать

Шаповалова Людмила Юрьевна со студентами, 1996-1997 учебный год

оригинальные записи носителей языка, корректировать и совершенствовать произношение, интонацию. В те далекие годы возможности посещать страну изучаемого языка были сведены до минимума, и поэтому записи речи носителей языка на магнитной ленте были единственной ниточкой, связывавшей студентов с живой речью англичан или немцев. Следует заметить, что,  несмотря на практически полное отсутствие контактов с носителями языка, выпускники кафедры английской филологии имели очень приличное произношение, что отмечали их работодатели в самых разных городах нашей страны и за рубежом.

         Прогресс не стоит на месте, и все изменилось в фонолаборатории. Лингафонное оборудование, магнитофоны типа «Днепр» и «Весна», приставки «Нота» и кинопроекторы «Украина» физически и морально устарели, и им на смену пришли цветные телевизоры, видеомагнитофоны, проекторы. Теперь студенты занимаются в компьютерном классе, где в их распоряжении имеется множество программ: обучающие курсы по грамматике, аудиобиблиотека, интерактивные курсы, тесты и многое другое. А подключение к Интернету дает практически безграничные возможности для совершенствования языковых навыков. Все это – уже новая страница в истории Калмыцкого университета.

 

Шаповалова Людмила Юрьевна,

старший преподаватель кафедры германской филологии

 

 

Добавить комментарий

Свежие комментарии