Учитель глазами учеников: сорок лет спустя

В жизни каждого человека есть люди, которые оказывают заметное, подчас решающее влияние на формирование его профессиональных качеств, характер и мировоззрение. И, особенно счастлив тот, кому встретился человек, сумевший дать любовь, доброту, душевную щедрость и глубокие знания.

Нам очень повезло, в течение пяти лет учебы в университете, с нами рядом была наш куратор Федорова Полина Бораевна. В далеком 1975 году после торжественной линейки посвящения в студенты, нам представили куратора группы. Добрая, ласковая улыбка, спокойный голос, чистая мелодичная речь вселили в нас уверенность, что мы попали в хорошие руки. Ведь, мы, первокурсники все были разного возраста, ребята отслужили в армии, многие девчата уже работали, а некоторые – только закончили школу. Почти все приехали из разных уголков Калмыкии, впервые оторвались от родителей, от родного дома, предстояло жить в общежитии, осваивать новые условия жизни. Да и в учебе, ты – вчерашний школьник, сталкиваешься с совершенно новой системой образования во всех отношениях.

Первый семестр первого года обучения – это период адаптации студента-первокурсника к новой системе образования. Быстрая и успешная адаптация к жизни вуза – это залог успешного овладения своей профессией. Многое зависело от куратора, который направлял, подсказывал, решал, помогал советом и делом. Это так важно, что на твоем пути встретился хороший наставник. Именно мудрые, житейские советы Полины Бораевны помогли нам адаптироваться, сориентироваться в студенческой жизни.

Полина Бораевна родом из Астраханской области, закончила Зензелинскую среднюю школу в 1958 году. Затем семья переехала в Калмыкию, и в июле 1959 года Полина Бораевна оканчивает краткосрочные курсы учителей при Калмыцком институте усовершенствования учителей. После окончания курсов получает назначение в совхоз Кировский Яшкульского района, где заведует школой и работает учителем начальных классов.

Проработав в школе два года, Полина Бораевна поступает в Ставропольский пединститут на калмыцкое отделение историко-филологического факультета. В 1964 году калмыцкое отделение в институте закрывают и студентов переводят в Калмыцкий государственный пединститут на калмыцкое отделение филологического факультета. В 1966 году Полина Бораевна оканчивает институт по специальности «Преподаватель русского языка, литературы, калмыцкого языка и литературы».

И вот с этого времени жизнь Полины Бораевны связана с родным институтом, а ныне университетом, до ухода на заслуженный отдых. Работала лаборантом кафедры калмыцкого языка, ассистентом, а затем старшим преподавателем кафедры, вела основные курсы калмыцкого языка на специальности Калмыцкий язык и литература, русский язык и литература, то есть у студентов двухпрофильного обучения. Такими двухпрофильниками были мы, студенты калмыцкого отделения набора 1975 года. Все пять лет обучения Полина Бораевна была куратором группы «Г». Разве можно забыть то внимание, которое она дарила нам в течение пяти лет. С первых дней Полина Бораевна была с нами, опекала по-матерински. Приходила в общежитие, чтобы узнать, как мы питаемся, не нуждаемся ли в чем-нибудь. Выборы старосты, комсорга, профорга группы прошли при ее непосредственном участии, все прислушивались к ее советам. Так и получилось, что все пять лет у нас постоянно были те же староста, комсорг, профорг. Вместе с куратором они сплотили нашу группу, мы были очень дружны, активны. Учились ровно, помогая друг другу, участвовали в общественной жизни факультета. Была создана вокальная группа, которая выступала с концертами перед студентами, жителями города. За хорошую учебу, активное участие в общественной жизни университета группа «Г» удостаивалась звания «Лучшей академической группы Калмыцкого государственного университета». В этом, конечно, огромная заслуга Полины Бораевна. Она всегда умела правильно направить, учила с достоинством выходить из любой ситуации, это делалось всегда незаметно, ненавязчиво, тактично. Ни разу не говорила с нами на повышенных тонах, ее ровный, тихий, спокойный голос успокаивал, придавал уверенность. Полина Бораевна всегда переживала, если у кого-то что-то не получалось, всегда искала пути решения. Когда наша однокурсница вышла замуж и родила сына, она не хотела отставать в учебе от своих однокурсников и посещала занятия. Но часто бывало, что ребенка некому было смотреть. И, тогда, с разрешения Полины Бораевны, мы составили график дежурства и смотрели за ребенком, пока мама малыша была на лекциях. Тем самым, получалось, что у нас были пропуски, но за них не ругали. Потому что Полина Бораевна договорилась в деканате и добилась разрешения. Все это говорит о ее доброте и душевной щедрости. Многому она училась у своих наставников. В то время на нашем отделении работали настоящие учителя, мудрые, умные, высокие профессионалы. Это Дорджи Антонович Павлов, Уташ Улазганович Очиров, Анатолий Шалхакович Кичиков, чьи имена, были известны всем в республике, по их учебникам учились в школе. Калмыцкое отделение – это большая дружная семья. Все студенты знали друг друга, старшие старались помочь, младшие прислушивались к их советам. А к преподавателям было особое отношение, мы уважали их за знания, умение передать знания нам, за их доброе отношение к студентам.

Проработав много лет учителями, мы гордимся тем, что у нас были такие преподаватели, как Д.А. Павлов, У.У. Очиров, А.Ш. Кичиков, М.Э. Джимгиров, А.В. Бадмаев, Н.А. Кокшаева, Р.П. Харчевникова и наша Полина Бораевна.

Л. Н. Толстой писал, что «хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце». Доброе сердце, ясный ум, отличное знание своего дела, душевная щедрость, неутомимый склад характера, требовательность присущи были всем преподавателям. Среди них и наш куратор.

Помимо хороших душевных качеств, у нее была одна, своя особенность. Это ее речь. Она всегда говорила с нами на родном языке, у нее спокойный голос, такое красивое произношение, мягкая, плавная и чистая речь. И в то же время это звучало убедительно в критических ситуациях, по-доброму, домашнему в обиходе.

Прошло 40 лет как мы окончили наш университет. Но все эти годы мы не теряем друг друга, общаемся, дружим и не забываем про нашу Полину Бораевну. Приглашали на юбилеи, свадьбы, конкурсы, открытые уроки, семинары. Как в студенческие годы, она ходила с нами на субботники, вечера, концерты, так и когда мы уже работали учителями, приезжала на наши конкурсы, конференции, олимпиады, советовала, радовалась нашим успехам, хвалила нас. Это было особенное время, особенное чувство единения, понимания.

После нас, у нее были другие студенты, она вела у них практический курс калмыцкого языка. Ею разработана система практических заданий для самостоятельной работы студентов, контрольные задания для студентов-заочников. В соавторстве выпустила два методических пособия для абитуриентов, читает лекции, руководит педагогической практикой, курсовыми и дипломными работами. Имеет звание «Ветеран труда» и «Заслуженный учитель Республики Калмыкия». Не подводят ее и наши однокурсники. Многие работали в школе, удостоены званий «Отличник народного просвещения Российской Федерации», «Почетный работник общего образования РФ», «Заслуженный учитель Республики Калмыкия», лауреаты премий Президента РФ, Главы Республики Калмыкия.

Наш учитель оставил в наших душах частицу себя, ее доброта, порядочность, аккуратность, мудрые житейские советы всегда остаются мерилом наших поступков.

 

Антонов П.С., Антонова А.О. Отличники народного

просвещения Российской Федерации,

ветераны педагогического труда.

Добавить комментарий

Свежие комментарии